Лимарев В.Н.
История принятия Арменией христианства.
Инициатором обращения в
христианство был Григор Партев (Григорий Парфянин), названный армянами
Лусаворич, т.е. Просветитель – за то, что он просветил нацию светом Евангелия.
Царь Трдат 3 (Тиридат 3 Великий (286 – 330), принадлежал к династии
Аршакидов парфянского происхождения, к которой относился также отец св.
Григора, таким образом, обращенного царя
соединяли со святым родственные узы. Святой Григор получил христианское
воспитание в Кесарии Каппадокийской. Трдата был воспитан в религии своих
предков.
Трдат 3 вступил на престол в 286 году при поддержке
императора Диоклетиана. В честь этого события были празднества в Эризе. На
позднике было много христиан, был и Григор
Партев. Христиан, вероятно из-за отказа
поклониться римским богам, репрессировали. Григора, после жестоких пыток заточили в
тюрьму (колодец (Вирап) Арташата
(Артаксата), где он оставался в заточении лет около 15.
В 295 году
утвердившийся на Иранском престоле шахиншах Нарсех (Нарсе) (293-302) принял
решение установить контроль над Арменией, где продолжал править Трдат 3.
Трдат3 запросим помощи у императора Диоклетиана. На борьбу с персами был направлен зять и
в будущем соправитель Диоклетиана – Галлерий.
Римским войскам удалось одержать победу над персами.
В 298 году
между Римской и империей и Иранской империей (государством Сасанидов) был
заключен Нисибинский мир на 30 лет, с
большими территориальными уступками у берегов реки Тигр (Армения и Иберия).
Зороастризм в конце 3 век становится государственной религии в Иране. Жрец Картир при шахиншахе Шапуре 1 стал придворным магом и исполнял роль «министра по идеологии». Его усилия были направлены на распространение зороастризма на завоеванных персами территориях, в конечном итоге на всей территории Сасанидского государства. Все изменения в Иране происходили на фоне активной борьбе зороастрийцев с христианами, пытавшимися распространить свою веру в Иране. Часть христиан вынужденно эмигрировала в Армению, где усилии позиции местной христианской общины. В начале 3 века усилились гонения христианин и со стороны императора Диоклетиана, и гонимые начали искать спасение в Армении.
В Армении был выпущен из тюрьмы Григор Партев, и христианам удалось убедить царя Трдата 3 принять христианство.
«В это время в Вагаршапат, столицу Армении, прибыла толпа христианских дев
под водительством святой игуменьи Гайянэ, спасаясь от гонений, обрушившихся на
христиан в провинциях Римской империи. По общему верованию они явились из Рима
через Палестину и Месопотамию.
Красота одной из этих дев Рипсимии прибывших игуменьи Гайянэ, поразила
царя, он пожелал ей обладать, но дева оказала
сопротивление царю.
Царь страдал припадками «ликантропии»
и девы убеждали царя молить помощь у христианского Бога, и исцеление царя было даровано молитвами Григора, выпущенного наконец
на свободу – вот ряд событий, последовавших одно за другим в продолжение
последних месяцев 300 года и первых месяцев 301 г. и повлекших за собою
обращение Трдата, который, как ревностный неофит, поспешил объявить
христианство государственной религией. Григор сделаться главою Армянской
Церкви. Возведенный в это достоинство волею царя и нации, он был посвящен в
епископы Леонтием, архиепископом Кесарии Каппадокийской, в 302 г.
Григор, будучи простым мирянином, не имел в своем распоряжении ни
миссионеров, ни многочисленного духовенства; а между тем на исходе 301 г.
религиозная жизнь Армении совершенно преобразилась: идолослужение почти
исчезло, и христианство исповедовалось всеми. Трудно было бы подыскать
объяснение для этого события, если бы не допускали, что ему уже предшествовало
существование в стране христианства, как нами было замечено ранее».
(Архиепископ Магакия Орманян)
главная