Лимарев В.Н.
Этнос современные армяне, краткая история 13-21
век.
Фаза подъем (молодость)
13-16 век.
В 13-14 веках началось формирование нового армянского
этноса – современные армяне. Эля этого сложилась благоприятна обстановка в
районе города Ани (город находился на границе современной Турции и Армении).
Ани был захвачен православными Грузинами в 12 веке и
уже в начале 13 века наблюдается рост самосознания армянского народа, так как
фактически Ани стал протекторатом Грузии. Зависимость от Грузии была чисто
номинальной.
В Ани начала 13 века развернулось бурное
строительство, благоустраивался город, стоились фортификационные сооружения,
церкви, развитие получили культура, искусство.
Была основана Академия. Эти преобразования происходили благодаря тесным связям с Киликией, которая переживает
подъем во время правления короля Левона
1 (1201-1219).
В 1236 году
монголы осадили город Ани и взяли его. Ани подчинился завоевателям.
Монголы
завоевали всю Грузию.
В 1243 году царица Русудан признала Грузию
вассалом Золотой Орды.
Хетума 1 стал предпринимать попытки заключить союз с
монголами (фактически войти в подчинение монголов). В ставку моголов был
отправлен брат правителя Смбата Спарапета.
В 1251 году, став великим ханом монголов, Менгу,
пригласил в 1254 году к себе Хетума 1, и Хетума1
пришлось подчиниться. Проведя «в гостях» у хана пятнадцать дней, получив
освобождение от податей и гарантии военной помощи, армянский король вернулся в
Киликию.
При новых властях Ани продолжил свое развитие
благодаря тому, что Киликийское армянское королевство вошло в соглашение в
Монголией о военном сотрудничестве.
Вступив на престол, король Левон 2 (1269-1289) продолжил политику своего отца Хетума 1. В
области торговли он даровал привилегии каталонским купцам, а также восстановил
привилегии генуэзцев. Во внешней
политике, он подобно отцу, отдавал приоритет армяно-монгольскому союзу.
Начальный период его правления ознаменовался новым подъемом культурной и
экономической жизни страны.
В 1271 году через киликийское царство прошёл известный
путешественник Марко Поло, который с восторгом описал деятельность армянского
порта Айяс:
«У армян есть город у моря, которое
называют Лайас, где происходит большая торговля. Все виды специй, шелка и
другие драгоценные товары привезены отовсюду в этот город. Торговцы Венеции и
Генуи и других стран приезжают в это место, чтобы продать и купить товары.»
Развитие торговли в Киликии способствовала единое экономическое пространство от Китая до
Средиземного моря возникшее в вследсвии
завоевания монголов.
Ани оставался
важным торговым центром, через него шли товары с востока. Товары шли как в Грузию,
Византию, так же в порты Средиземного моря, включая порты Киликии.
В начале 14 века был
расторгнут военный союз между монголами Киликией, в середине 14 века было завоевано мусульманами Киликийское
королевство. Ани, как и Киликия, попали под власть мусульман (монголы приняли
ислам) и дальнейшая судьба северных армян - суть сложное выживание этноса в
условиях мусульманского окружения под
мусульманским гнетом.
Сильное землетрясение в начале 1309 года разрушило город Ани, город после землетрясения не смог оправиться. На
армянские города и села обрушились несчастья связанные с нестабильностью в регионе связанные
с бурными политическими процессами,
происходящими в мусульманском мире.
В конце 13 века
тюрок Осман-бек основало свое государства. К концу 14 века тюрки-османы
почти полностью завоевали Малую Азию и часть Балканского полуострова.
В 1453 году был завоеван христианский Константинополь.
В 1502 году началась война между турками-османами и
персами за раздел сфер влияния.
В результате длительной войны между мусульманами 16-17
века армяне-христиане находились в бедственном положении и области комплектного
проживания армян переходили из рук в руки, владычество одних мусульман
сменялась владычеством других мусульман. Формирующийся армянский этнос всю свою
энергию на сохранение своей самобытности, т.е. культуры.
Центром духовной жизни в 15 веке стал Эчмиадзин, где
был институт католикосата.
До 1441 года
главный престол армянской апостольской церкви находился в Киликии, в городе
Сиса.
Католикос
всех армян Григор 9 одобрил предложение о переносе престола в Эчмиадзин, и
новый духовный цент стал объединяющим
началом этноса современные армяне.
В это время фактически католикосы стали официальными представителями армянского народа
при взаимоотношениях с
мусульманами.
главная