Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

 

Этнос современные армяне, краткая история 13-21 век.

 

Фаза подъем (молодость)

 

13-16 век.

Армянская церковь 8-12 века. Эчмиадзин. Фото Лимарева В.Н.

 

В 13-14 веках началось формирование нового армянского этноса – современные армяне. Эля этого сложилась благоприятна обстановка в районе города Ани (город находился на границе современной Турции и Армении).

Ани был захвачен православными Грузинами в 12 веке и уже в начале 13 века наблюдается рост самосознания армянского народа, так как фактически Ани стал протекторатом Грузии. Зависимость от Грузии была чисто номинальной.

В Ани начала 13 века развернулось бурное строительство, благоустраивался город, стоились фортификационные сооружения, церкви, развитие получили культура, искусство.  Была основана Академия. Эти преобразования происходили благодаря  тесным связям с Киликией, которая переживает подъем во время правления  короля Левона 1 (1201-1219).

В  1236 году монголы осадили город Ани и взяли его. Ани подчинился завоевателям.

Монголы  завоевали всю Грузию.

В 1243 году царица Русудан признала Грузию вассалом Золотой Орды.

Фрагменты армянской церкови 8-12 века. (МАТЕНАДАРАН ИНСТИТУТ ДРЕВНИХ РУКОПИСЕЙ ИМ. М.МАШТОЦА) г. Ереван. Фото Лимарева В.Н.

Хетума 1 стал предпринимать попытки заключить союз с монголами (фактически войти в подчинение монголов). В ставку моголов был отправлен брат правителя Смбата Спарапета.

В 1251 году, став великим ханом монголов, Менгу, пригласил в 1254 году к себе Хетума 1, и Хетума1 пришлось подчиниться. Проведя «в гостях» у хана пятнадцать дней, получив освобождение от податей и гарантии военной помощи, армянский король вернулся в Киликию.

При новых властях Ани продолжил свое развитие благодаря тому, что Киликийское армянское королевство  вошло в соглашение в Монголией о военном сотрудничестве. 

Вступив на престол, король Левон 2 (1269-1289)   продолжил политику своего отца Хетума 1. В области торговли он даровал привилегии каталонским купцам, а также восстановил привилегии генуэзцев.  Во внешней политике, он подобно отцу, отдавал приоритет армяно-монгольскому союзу. Начальный период его правления ознаменовался новым подъемом культурной и экономической жизни страны.

В 1271 году через киликийское царство прошёл известный путешественник Марко Поло, который с восторгом описал деятельность армянского порта Айяс:

«У армян есть город у моря, которое называют Лайас, где происходит большая торговля. Все виды специй, шелка и другие  драгоценные товары привезены  отовсюду в этот город. Торговцы Венеции и Генуи и других стран приезжают в это место, чтобы продать и купить товары.»

Развитие торговли в Киликии способствовала  единое экономическое пространство от Китая до Средиземного моря  возникшее в вследсвии завоевания монголов.

 Ани оставался важным торговым центром, через него шли товары с востока. Товары шли как в Грузию, Византию, так же в порты Средиземного моря, включая порты Киликии.

В начале 14 века был расторгнут военный союз между монголами Киликией,  в середине 14 века было  завоевано мусульманами Киликийское королевство. Ани, как и Киликия, попали под власть мусульман (монголы приняли ислам) и дальнейшая судьба северных армян - суть сложное выживание этноса в условиях  мусульманского окружения под мусульманским гнетом.

Пещерный монастырь Гегарт. Армения. Фото Лимарева В.Н.

Сильное землетрясение в начале 1309 года  разрушило город  Ани, город после землетрясения  не смог оправиться.   На армянские города и села обрушились несчастья  связанные с нестабильностью в регионе связанные с бурными  политическими процессами, происходящими в мусульманском мире.  

В конце 13 века  тюрок  Осман-бек  основало свое государства.  К концу 14 века  тюрки-османы  почти полностью завоевали Малую Азию и часть Балканского полуострова. В  1453 году  был завоеван христианский Константинополь.

В 1502 году началась война между турками-османами и персами за раздел сфер влияния.

В результате длительной войны между мусульманами 16-17 века армяне-христиане находились в бедственном положении и области комплектного проживания армян переходили из рук в руки, владычество одних мусульман сменялась владычеством других мусульман. Формирующийся армянский этнос всю свою энергию на сохранение своей самобытности, т.е. культуры.

Центром духовной жизни в 15 веке стал Эчмиадзин, где был институт католикосата.

До 1441 года главный престол армянской апостольской церкви находился в Киликии, в городе Сиса.

Католикос всех армян Григор 9 одобрил предложение о переносе престола в Эчмиадзин, и новый духовный цент стал  объединяющим началом этноса современные армяне.

В это время фактически католикосы стали   официальными представителями армянского  народа  при взаимоотношениях  с мусульманами.

Памятный камень 13 века.  (МАТЕНАДАРАН ИНСТИТУТ ДРЕВНИХ РУКОПИСЕЙ ИМ. М.МАШТОЦА) г. Ереван. Фото Лимарева В.Н.

  • главная