Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

История принятия Арменией христианства.

Святой Григор Просветитель. (Икона в колодце (Вирап) Арташата
(Артаксата). Армения Фото Лимарева В.Н.)

Инициатором обращения в христианство  был Григор Партев  (Григорий Парфянин), названный армянами Лусаворич, т.е. Просветитель – за то, что он просветил нацию светом Евангелия.

Царь Трдат 3 (Тиридат 3 Великий (286 – 330), принадлежал к династии Аршакидов парфянского происхождения, к которой относился также отец св. Григора,  таким образом, обращенного царя соединяли со святым родственные узы. Святой Григор получил христианское воспитание в Кесарии Каппадокийской. Трдата был воспитан в религии своих предков.

Трдат 3  вступил на престол в 286 году при поддержке императора Диоклетиана. В честь этого события были празднества в Эризе. На позднике было много христиан, был и  Григор Партев.  Христиан, вероятно из-за отказа поклониться римским богам, репрессировали.  Григора, после жестоких пыток заточили в тюрьму  (колодец (Вирап) Арташата (Артаксата), где он оставался в заточении лет около 15.

Мучение святого. Клема иконы Святой Григор Просветитель.  Армения Фото Лимарева В.Н.

В 295 году утвердившийся на Иранском престоле шахиншах Нарсех (Нарсе) (293-302) принял решение установить контроль над Арменией, где продолжал править  Трдат 3.

Трдат3 запросим помощи у императора Диоклетиана. На борьбу с персами был направлен зять и в будущем соправитель Диоклетиана – Галлерий.

Римским  войскам удалось одержать победу над персами.

В 298 году между Римской и империей и Иранской империей (государством Сасанидов) был заключен Нисибинский мир на 30 лет, с большими территориальными уступками у берегов реки Тигр (Армения и Иберия).

Зороастризм в конце 3 век  становится государственной религии в Иране. Жрец Картир при шахиншахе Шапуре 1 стал придворным магом и исполнял роль  «министра по идеологии».  Его усилия были направлены на распространение зороастризма на завоеванных персами территориях, в конечном итоге на всей территории Сасанидского государства. Все изменения в Иране происходили на фоне активной борьбе зороастрийцев с христианами, пытавшимися распространить  свою веру в Иране.  Часть христиан вынужденно эмигрировала в Армению, где усилии позиции местной христианской общины. В начале 3 века усилились гонения христианин и со стороны императора Диоклетиана, и гонимые начали искать спасение в Армении.

В Армении  был выпущен из тюрьмы Григор Партев,   и христианам удалось убедить царя Трдата 3 принять христианство.

 

«В это время в Вагаршапат, столицу Армении, прибыла толпа христианских дев под водительством святой игуменьи Гайянэ, спасаясь от гонений, обрушившихся на христиан в провинциях Римской империи. По общему верованию они явились из Рима через Палестину и Месопотамию.

Красота одной из этих дев Рипсимии прибывших игуменьи Гайянэ, поразила царя, он пожелал  ей обладать, но дева оказала сопротивление царю.

Царь страдал припадками  «ликантропии» и девы убеждали царя молить помощь у христианского Бога, и исцеление царя  было  даровано молитвами Григора, выпущенного наконец на свободу – вот ряд событий, последовавших одно за другим в продолжение последних месяцев 300 года и первых месяцев 301 г. и повлекших за собою обращение Трдата, который, как ревностный неофит, поспешил объявить христианство государственной религией. Григор сделаться главою Армянской Церкви. Возведенный в это достоинство волею царя и нации, он был посвящен в епископы Леонтием, архиепископом Кесарии Каппадокийской, в 302 г.

Григор, будучи простым мирянином, не имел в своем распоряжении ни миссионеров, ни многочисленного духовенства; а между тем на исходе 301 г. религиозная жизнь Армении совершенно преобразилась: идолослужение почти исчезло, и христианство исповедовалось всеми. Трудно было бы подыскать объяснение для этого события, если бы не допускали, что ему уже предшествовало существование в стране христианства, как нами было замечено ранее».

(Архиепископ  Магакия Орманян)

Григор Просветитель.

  • главная